Опера Александра Чайковского, как и знаменитая чеховская пьеса, об ускользающих мечтах и стремлениях. «Три сестры Прозоровы, генеральские дочки» (полное авторское название опуса) грезят: «В Москву! В Москву!» Эта фраза звучит будто заклинание. Но столица здесь не место, а пронзительный символ отложенного (навсегда) счастья… Первый раз спектакль ставил Владимир Курочкин, наставник Георгия Исаакяна в ГИТИСе. Тогда молодой человек ассистировал своему мастеру. А Владимир Курочкин выступил еще и соавтором оперного либретто, что написал Яков Халецкий с большой любовью к чеховскому тексту, часто цитируя его протяженными фразами, не игнорируя ни одной сколь-либо значимой драматургической линии и даже важные реплики героев пьесы, сохраняя уникальную чеховскую атмосферу. Хотя неизбежно некоторые существенные персонажи трансформировались в эпизодические или даже вообще исчезли без следа.
Опера Александра Чайковского, как и знаменитая чеховская пьеса, об ускользающих мечтах и стремлениях
Партитура же, словно коллаж, в котором изящно переплелись оперные арии, дуэты, ансамбли; военные марши и романсы, водевильные и фольклорные мотивы, развернутые симфонические интермеццо, как философские наблюдения (оркестром руководит специально приглашенный Ярослав Ткаленко). Музыка полна узнаваемых на интуитивном уровне отзвуков, что ее виртуозно вписывает в контекст композиторских достижений XX века, не лишая при этом авторской яркости и значимости. Дирижеру удалось соединить в единое полотно эту стилистически разнообразную музыкальную фактуру, стараясь сохранить максимальную комфортность для солистов, которым великодушно было разрешено подглядывать в ноты, стоящие на пюпитрах.
Спектакль получился таким же легким, как пленэрные зарисовки (сценография Станислава Фесько, костюмы Варвары Захаровой). Четыре лаконичные картины оперы укладываются в два часа. И когда, надо думать, дело дойдет до полномасштабной театральной постановки, толика чеховского символизма, переходящая в трогательную недосказанность, придаст спектаклю художественную объемность, не утратив интимности чувств, что очень подкупает в данном камерном сценическом решении.
Солистам не всегда легко было справляться с полистилистикой своих партий от головокружительной кантилены до декламации и разговорных эпизодов. Хотя все старались не терять четкости фразировки. Милы сестры (Юлия Макарьянц — Ольга, Полина Севастьянова — Маша, Анна Малькина — Ирина), а рядом с ними Тузенбах (Петр Сизов), Чебутыкин (Руслан Юдин) и Соленый (Алексей Красовский). Но трудность повседневной жизни для них непреодолима.
Благодаря Александру Чайковскому Антон Чехов оказался очень оперным драматургом — грустным, ироничным и любящим.