Документ обнародован в рамках выставки «Военные будни советской периодики». За скучным официозным названием скрывается настоящий клад — бесценная коллекция из 50 газет, журналов и песенных сборников времен Великой Отечественной войны.
Из них можно узнать, что в 1941 году военными корреспондентами стали будущие звезды отечественной эстрады и литературы. Например, автор гимна России Сергей Михалков был корреспондентом армейской газеты «За счастье Родины». В газете «Героический штурм» служил Илья Френкель, который позже напишет слова к песне «Давай закурим, товарищ, по одной». Вместе с редакцией газеты 19-й армии «К победе» в июле 1941 года на фронт под Смоленск отправился выпускник Ростовского педагогического института Анатолий Софронов.
Через две недели на фронте военкор попадает под бомбежку.
«Очнулся от свирепой боли в руке, рядом — разбитый грузовик, развороченная земля… Наклоняется чье-то лицо, и мужской грубый голос кричит: «Парень, ты живой?» И, видимо, заметив руку, повисшую на сухожилиях, спрашивает: «Кто ты по специальности?» — «Писатель…» — «Ребята, надо спасать руку писателю. Срочно грузите на машину, которая идет в Москву»», — напишет в воспоминаниях поэт.
Ранение спасет ему жизнь. Через месяц редакция газеты «К победе» попадет в окружение под Вязьмой и погибнет в полном составе. В годы войны из 943 писателей, фотографов, кинооператоров и журналистов на фронте погибнут 225 военкоров.
В Москве, во время лечения, известный композитор Матвей Блантер предложит Софронову написать стихи об освобождении Ростова-на-Дону. Так появились знаменитые строки:
«Мы жили в этом городе, дружили в этом городе,
Ходили в этом городе гулять.
Как шли мы с разговорами, с гитарой, с переборами,
Любили мы подружкам напевать…»
И песня была опубликована 7 мая 1942 года в «Молоте».
На пожелтевших от времени страницах газеты вижу партитуру — ноты и слова. На вопрос: «Почему так напечатали?» — мне поясняют: в годы войны песенники и сборники стихов были настолько популярны, что на них можно было выменять еду, мыло, спички и даже оружие. Такова была у советских людей тяга к прекрасному.
Официальное признание пришло лишь через год. Дело в том, что летом 1942 года немцы снова захватили «ворота Кавказа», и лишь после освобождения Ростова 14 февраля 1943 года популярная песня прозвучала по радио в исполнении Георгия Виноградова. И спустя десятилетия она остается популярной — ее охотно исполняют современные деятели эстрады.
«Мелодия песни — яркая, побудительная, маршевая. Она написана Матвеем Блантером в самый расцвет его композиторского таланта, содержит ясные мелодические и гармонические переходы, легко запоминается с первого куплета даже непрофессиональному и неискушенному в музыкальном отношении слушателю. Может быть исполнена даже на самодеятельном уровне на любом инструменте — как духовом, так и струнном, практически любым голосом», — объясняет заведующая музыкально-нотным отделом Центральной городской библиотеки имени Горького в Ростове-на-Дону Елена Черногрицкая.