Девяносто лет назад разбился один из самых уникальных самолетов в истории мировой авиации — АНТ-20 «Максим Горький». В то время самый большой в мире восьмимоторный самолет с сухопутным шасси: вес — 42 тонны, размах крыльев — 63 метра.
Инициатива постройки самолета-гиганта, которого решили назвать в честь Горького, принадлежала группе писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым, бывшим в те годы редактором журнала «Огонек». Такой подарок они предложили сделать автору знаменитого «Буревестника» к 40-летию его литературной деятельности. Поддержала вся страна! Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета, в короткий срок было собрано около 6 млн народных рублей.
Идея захватила авиаконструктора Андрея Туполева. Говорят, он не раз повторял: «Не упустим шанс, горбом своим заработали мы право строить такой самолет». «Максим Горький» был создан очень быстро: 4 июля 1933 года начата постройка, а 3 апреля 1934 готовая машина вывезена на аэродром.
Самолет АНТ-20 «Максим Горький» во время подготовки первомайскому параду на Красной площади. Фото: Анатолий Гаранин/ РИА Новости
Показательный факт: АНТ-20 принимала комиссия в составе 200 (!) человек. Такой он был громадный. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный летчик Михаил Громов. Его слова: «Изумительный самолет».
Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был именно агитсамолет. На борту размещались электростанция, кинопроектор, громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», библиотека, типография. В салоне — ковры на полу, спальные каюты. Буфет, где предлагали холодные и горячие закуски. В крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха.
Трагедия случилась 18 мая 1935 года. На центральном аэродроме в Москве проходил показательный полет для семей авиастроителей, а после него планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Гиганта сопровождали два небольших самолета. С двухместного Р-5 оператор вел киносъемку, а истребитель И-5 должен был летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах. По просьбе киношников, И-5, пилотируемый летчиком-испытателем Николаем Благиным, попытался сделать мертвую петлю вокруг «Максима Горького». И тут случилось непоправимое: истребитель врезался в правое крыло АНТ-20, около среднего мотора. Как пишут многие источники, И-5 застрял в рваном отверстии крыла.
Говорят, что, несмотря на страшный таран, пилоты «Максима Горького» могли хотя бы попытаться посадить машину. Однако у И-5 оторвалась хвостовая часть, которая нанесла уже смертельный удар по воздушному «Титанику». АНТ-20 медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе…
Самолет упал в районе Песчаных улиц — недалеко от нынешнего метро «Сокол». Погибли 49 человек. В их числе летчик истребителя Николай Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького», включая командира корабля, пилота КБ Туполева Николая Журова и пилота агитационной эскадрильи Ивана Михеева, а также 37 пассажиров.
Накануне крушения на АНТ-20 летал пилот и писатель Антуан де Сент-Экзюпери: он прибыл в СССР как специальный корреспондент «Пари-Суар». Самолет вызвал у него как у профессионала настоящий восторг. А 20 мая 1935 года в «Известиях» вышла его заметка о катастрофе «Максима Горького». Называлась она «О движущей силе».
«Я летал на самолете «Максим Горький» незадолго до его гибели, — писал Антуан де Сент-Экзюпери. — Эти коридоры, этот салон, эти кабины, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь — все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и тем порывом, который был общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и той внутренней радостью, с которой они работали… Чувства, которые обуревали этих людей, казались мне более мощной движущей силой, нежели сила восьми великолепных моторов гиганта.
Глубоко потрясенный, я переживаю траур, в который погружена сегодня Москва. Я тоже потерял друзей, которых только что узнал, но которые уже казались мне бесконечно близкими. Увы, они больше никогда не будут смеяться ветру в лицо, эти молодые и сильные люди.
Я знаю, что эта трагедия вызвана не технической ошибкой, не невежеством строителей или оплошностью экипажа. Эта трагедия не является одной из тех трагедий, которые могут заставить людей усомниться в своих силах. Не стало самолета-гиганта. Но страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли — чудеса техники».
Кстати, все первые полеты АНТ-20 выполнялись летчиком-испытателем Михаилом Громовым. Но в тот злополучный день был единственный случай, когда он не сел за штурвал АНТ-20.

Самолет «Максим Горький» во время первомайского парада на Красной площади. Фото: Георгий Петрусов/ РИА Новости
Подробности и точные причины гибели «Максима Горького» до сих пор вызывают споры. В 2010 году была рассекречена докладная записка с результатами расследования, проведенного сотрудниками НКВД в 1935 году. Из нее следует, что сделать «мертвую петлю» для более эффектных съемок Благина практически заставили с санкции высшего руководства ВВС. А к катастрофе привело то, что И-5 был устаревшим самолетом с низкими летными качествами. Но кто именно выдал эту самую санкцию? Что было записано в летном задании пилота? Эти и другие вопросы остаются.