Центральной идеей инициативы Ли стало введение четырехлетнего президентского срока с правом одного переизбрания, что, по его словам, позволит гражданам проводить «промежуточную оценку» работы главы государства. Отметим, что в настоящий момент в Республике Корея президент избирается на пять лет без права переизбрания.
Политик также выступил за введение второго тура президентских выборов, чтобы усилить демократическую легитимность и снизить уровень политической конфронтации.
Серьезные изменения коснутся баланса ветвей власти. Ли предлагает, чтобы премьер-министр назначался исключительно по рекомендации парламента, а не по воле президента, как сейчас. При этом президент будет обязан уважать полномочия главы правительства и не вмешиваться в его деятельность.
Отдельное внимание в реформе уделено ограничению президентского права вето, особенно в ситуациях, когда законопроекты касаются коррупции или преступлений, связанных с самим президентом или его семьей. Также предлагается ввести возможность для парламента обратиться в Конституционный суд в случае злоупотреблений.
Ли настаивает на ликвидации монополии прокуратуры на подачу ходатайств об ордере, что позволит другим правоохранительным органам участвовать в проверках и обеспечит взаимный контроль. Кроме того, он предлагает, чтобы руководители ключевых институтов — прокуратуры, полиции, телекоммуникационного комитета, правозащитной комиссии — утверждались только с согласия парламента.
По его словам, необходимо перевести Счетную палату под парламентский контроль, чтобы укрепить ее независимость от президента и одновременную защиту от давления со стороны парламентского большинства.
Одна из самых острых инициатив касается чрезвычайного положения: Ли предлагает обязать президента уведомлять парламент заранее и получать его одобрение в течение 24 часов, иначе введенные меры автоматически теряют силу.
В пакете предложений — также расширение базовых прав граждан (право на безопасность, здоровье, доступ к информации) и создание нового совета при Конституции с участием президента, премьер-министра, министров и глав регионов, чтобы институционализировать диалог между уровнями власти.
Ли предложил также закрепить в преамбуле Конституции исторические движения за демократию — от гванчуских событий до «революции свечей», как символ единства народа и исторической борьбы за права.
Возможным сроком для вынесения реформы на всенародный референдум он назвал 2026 год (местные выборы) либо, в крайнем случае, 2028 год (парламентские выборы). Однако сам политик признал, что реформу нельзя навязывать — она должна проходить поэтапно и на основе широкой общественной и межпартийной поддержки: «Лучше постепенно принимать то, о чем удается договориться, чем ничего не сделать, пытаясь сразу все реформировать идеально».
При этом Ли подчеркнул, что новые правила не будут распространяться на действующего президента, исключив домыслы о том, что он стремится к переизбранию.
Стоит отметить, что подобные предложения — не новость для южнокорейской политики. О реформе власти говорят каждый электоральный цикл, но после выборов темы зачастую уходят в тень. Не исключено, что и нынешние идеи останутся частью предвыборной риторики, если не будет решимости довести дело до конца.