Как в России и Беларуси строится модель платного высшего образования — Российская газета

Как в России

В конце мая Президент РФ Владимир Путин подписал закон о государственном регулировании платного приема в вузы. Нововведения привели к значительным изменениям в сфере коммерческого высшего образования.

Основные перемены касаются таких аспектов, как количество мест, которые вузы будут предоставлять для обучения на платной основе по различным специальностям, и получение льготных образовательных кредитов.

Как работал этот механизм

В России действует Федеральный закон об образовании, который в 2012 году заменил собой ряд законодательных актов, принятых еще в девяностые годы. Те изменения, которые сделаны сейчас, вносят поправки в 101-ю и 104-ю статьи этого закона.

До введения новых правил поступление было почти гарантировано, пусть и не в самый желаемый вуз, если была возможность оплачивать образование и набраны хотя бы минимальные баллы на ЕГЭ.

Что касалось количества мест, то система была устроена так, что сами вузы определяли число обучающихся на коммерческом отделении и могли буквально взять всех желающих (конечно, сдавших экзамены должным образом). Абитуриенты даже могли не торопиться заключать договор и вносить плату за обучение в числе первых. А вузы изыскивали возможность как-то обеспечить условия обучения всем набранным «платникам».

Что же касалось платы за обучение, то в случае, если собственных финансовых возможностей не хватало, «палочкой-выручалочкой» становились материнский капитал (в этом плане ничего не изменилось) или льготные образовательные кредиты с господдержкой. Ставка по ним была снижена до 3%, а срок погашения был увеличен до 15 лет после окончания вуза. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, по состоянию на май 2025 года в России выдано 232 тысячи льготных кредитов, причем из них треть — на обучение по программам экономики, управления и права.

Абитуриенты 2025 года еще будут поступать по старым правилам, но уже в приемную кампанию 2026 года будут применять новую модель. Правила будут касаться и государственных, и частных учебных заведений.

В ситуации дисбаланса

По данным Минобрнауки РФ, в 2024-2025 учебном году в российские вузы на контрактную форму обучения было зачислено около 748 800 студентов. Одной из наиболее популярных групп направлений в вузах стала группа «Науки об обществе», в которую входят «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и т.д. По исследованиям российского интернет-сервиса для абитуриентов «Поступи онлайн», эту группу выбирало около 37% поступающих.

По наблюдениям экспертов, в результате тенденций последних лет в России сложилась диспропорция профессиональных кадров — когда студенты массово получают «модные дипломы» по одним специальностям, а в стране резко не хватает совсем других специалистов. Выпускников с дипломами юристов и экономистов на рынке труда переизбыток, они с трудом находят работу и часто, отложив диплом, уходят в другие отрасли. Приоритетными же направлениями подготовки должны стать те, в которых экономика и общество испытывают острый дефицит — а это инженерно-технические, медицинские, педагогические.

Как отметил председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, дефицит врачей и медперсонала в районных больницах составляет порядка 50%, а если брать сельские больницы — еще больше, и ситуация требует отдельного контроля и постоянного мониторинга со стороны государства, в том числе, в плане законодательного обеспечения.

ЧИТАТЬ  Нефтегазовые доходы бюджета не снизились, несмотря на падение цен на нефть

Не менее остро стоит и проблема нехватки педагогов и качества их подготовки. Так, резко не хватает учителей-предметников, особенно, в сельских школах. «И замещают предметников теми, кто дистанционно за два месяца из учителя труда или физкультуры стал преподавателем математики или физики. Это ненормально, — подчеркивает Володин. — У нас не хватает математиков порядка 30 % и 26 % не хватает учителей физики, поэтому надо мотивировать идти именно на эти специальности».

По прогнозам Минтруда, в ближайшие годы более всего возрастет потребность экономики в инженерах, проектировщиках, архитекторах, ИТ-специалистах. Эти профессионалы и сегодня востребованы на рынке труда, их мало. «Триада» врачи, учителя и инженеры — это те специалисты, в подготовке которых государство сегодня заинтересовано в первую очередь.

Как будет после «перезапуска» системы

С принятием нового закона правительство будет перед каждым учебным годом определять предельное количество платных мест для всех вузов страны — и для каждого направления подготовки. В задачу минобрнауки будет входить распределение мест по вузам на основе разрабатываемых им критериев. Как сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, регулирование платного приема в новой модели обусловлено более жестким запросом на качество и ситуацией на рынке труда. При определении лимитов будут учитываться три ключевых параметра: качество приема, то есть средний балл ЕГЭ абитуриентов и число олимпиадников; трудоустройство выпускников; уровень заработной платы дипломированных специалистов. Нововведения не нацелены на сокращение общего числа студентов-платников, они ориентированы на повышение качества образования и потребности экономики. Но пока что никто не может точно сказать, каким станет общее число платных студентов в стране.

Льготные образовательные кредиты с господдержкой также сохранятся только для обучающихся по приоритетным направлениям. Перечень таких специальностей будет утверждаться Министерством образования и науки.

Наталия Киеня, эксперт в сфере высшего образования, шеф-редактор «Поступи Онлайн»: «Решение о выборе образования должно приниматься осознанно».

Власти не зря ориентируются на образовательные кредиты с господдержкой, говоря о том, в каких аспектах следует регулировать платный прием. В России существует несколько направлений-лидеров по объему платного приема, но в этих рамках непросто отделить взрослых абитуриентов, которые получают образование для развития карьеры или смены профессии, от тех, кто поступает в вуз после 11 класса.

Образовательные кредиты с господдержкой сильно отличаются от обычных, их не спутать с обычным займом. По тому, для каких специальностей их используют заемщики, легко понять, есть ли проблема.

Программа образовательных кредитов возобновилась в России в 2019 году. Всего в России действует порядка 232 тыс. таких договоров, причем значительная доля оформлена для обучения по специальностям в области экономики, менеджмента и права.

ЧИТАТЬ  Депутат Аксененко рассказал об изменениях с 1 сентября в сделках с недвижимостью - Российская газета

Среди абитуриентов они традиционно популярны, и причин тут несколько. Во-первых, бытует мнение, что такие специальности обеспечивают достаток. Однако на практике рынок труда перенасыщен экономистами, менеджерами и юристами, после выпуска им тяжело найти работу. Вузы об этом, конечно, не предупреждают: им выгодно увеличивать объемы платного приема, и, если специальность востребована, они ее предложат. В то же время, профессия инженера или технолога среди обычных людей пока не считается престижной и высокооплачиваемой, даже если на деле приносит доход. Многим известно, что достаток дают IT-профессии, но они не всем по зубам.

Во-вторых, дело в том, что приоритеты школьников формируются не только их окружением и информационным полем. На них также оказывает влияние набор предметов в школе. Классические точные и естественнонаучные дисциплины в школьном объеме не могут подготовить подростка к пониманию слов «наноинженерия», «приборостроение», «технология материалов». Когда в школьной программе есть современный обобщающий гуманитарный предмет (обществознание), но при этом нет обобщающего предмета на стыке технических и естественных наук (технология), не стоит удивляться что 11-классники предпочитают гуманитарную сферу при выборе вуза. Они, возможно, просто не понимают суть технологических специальностей и профессий.

В целом, потребность в регулировании объема платных мест действительно существует. Но важно, чтобы не пострадали взрослые абитуриенты, которым платное образование необходимо для работы. Вечернее, заочное и дистанционное обучение, которое больше всего им подходит, кстати, лидирует по объему в структуре коммерческих мест по большинству специальностей, где платный прием превышает 90%. Есть целые вузы, в основном работающие именно на коммерческой основе. Для многих абитуриентов поступить на платное в престижный РАНХиГС — отличная возможность, ведь здесь 94,3% мест — коммерческие. Для сравнения, в МФТИ, одном из главных вузов для «технарей», бюджетных мест более чем в два раза больше, чем платных.

Впрочем, «загнать» 11-классников на инженерные специальности насильно все равно не получится. Решение о выборе профессии и образования должно приниматься осознанно, исходя из интересов и потребностей каждого.

Необходимо, чтобы вузы соблюдали баланс коммерческого и бюджетного приема. Может, не нужно запрещать льготные кредиты на экономику и юриспруденцию, но нужно устранить переизбыток платных мест. Когда между платными и бюджетными местами наблюдается большой перекос, страдает качество образования. С другой стороны, гуманитарные специальности нужны учебным заведениям, чтобы сохранять статус. Ведь если не останется разнообразия специальностей, это уже будет специализированный вуз, а не полноценный университет. Ну, а слишком резкое сокращение платного приема может даже навредить вузам, поскольку ограничит их возможности в области качества преподавания и научной работы.

Как в Беларуси

Со студентов белорусских вузов, получающих высшее образование на платной основе, спрос тот же, что с бюджетников: образование ради корочки невыгодно для экономики. С учетом этого с 1 сентября 2025 года вступит в силу новация, в соответствии с которой обучающимся на платной основе будет предоставлено одинаковое с бюджетниками право на получение стипендии Президента. Эта специальная выплата — поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской и творческой деятельности.

ЧИТАТЬ  Из Сочи в Сухум отправился первый электропоезд "Диоскурия" - Российская газета

На протяжении последних нескольких лет приемные кампании в белорусские вузы проходят по негласному принципу «меньше платников — больше практиков». В 2025-м в университетах страны готовы принять 48,3 тысячи первокурсников — примерно столько же, сколько и год назад. Большинство — 31,8 тысячи — на бюджетную форму обучения. Причем план набора на бюджет увеличен на 400 человек. Заявки вузов на платную форму уменьшены в связи с перспективными потребностями заказчиков кадров. В фаворе — будущие педагоги, медики, аграрии, инженеры, и тут в приоритете не платное, а целевое обучение. Получается, что студентами-платниками в этом году смогут стать 16,5 тысячи молодых людей — треть от всех первокурсников. Для сравнения: в 2024-м на обучение за счет собственных средств зачислили около 16 тысяч абитуриентов, хотя план приема составлял 19,2 тысячи человек.

Платный прием из 40 с лишним вузов страны в 2024-м в полном объеме закрыли лишь 14. Желающих, разумеется, было много. К примеру, в ведущем вузе республики, Белорусском государственном университете, средний конкурс на дневную платную форму составлял 1,64 человека на место. Самые высокие проходные баллы были на специальности «информатика», «прикладная информатика», «прикладная математика», «международное право», «химия лекарственных соединений». Модные, а потому и востребованные.

Стоимость учебы на платной основе в вузах не запредельная — в минобразования последние несколько лет говорят, что студенты возмещают лишь до 70 процентов затрат на обучение. Ценник пересматривается ежегодно после окончания вступительной кампании. В сезоне-2024/2025 она варьировалась в среднем от 4000 до 6300 белорусских рублей в год (97,6-153,7 тысячи российских рублей).

В настоящее время выпускники вузов, обучавшиеся на бюджете, должны отрабатывать после получения диплома по распределению в течение двух лет, целевики — 5 лет. Однако в стране уже несколько лет обсуждается введение такой нормы и для платников. Позиция минобразования такова: выпускники платной формы обучения должны наравне с бюджетниками иметь право на статус и привилегии молодого специалиста: гарантированное рабочее место, отсутствие испытательного срока, единовременная денежная помощь после распределения, различные компенсации и надбавки к окладу, предоставление общежития, льготная очередь при строительстве жилья и др. Пока же платники могут принять участие в распределении по своему желанию. По словам начальника главного управления профессионального образования минобразования Сергея Пищова, ежегодно такой возможностью пользуются более 1000 выпускников.

Важно, что в сфере среднего специального образования Беларуси наблюдаются те же тенденции, что и в вузах. В 2025 году на этот уровень в стране планируется прием 38,6 тысячи абитуриентов, из них на бюджетной основе — почти 30 тысяч (плюс 700 к уровню прошлого года). Вступительная кампания традиционно стартует позже, чем в университетах. Цифры приема, как и в вузах, формируются с учетом целевой подготовки.