Более 81 процента железнодорожных билетов пассажиры приобретают через сайт и приложение, к концу года показатель должен увеличиться еще больше, сообщила гендиректор «РЖД — Цифровые пассажирские решения» Евгения Чухнова и пообещала, что текущий год «будет богат на новые сервисы и на развитие тех сервисов, которые уже стали привычными».
Так, сервисом «Лист ожидания», который был запущен прошлым летом, воспользовались более 3,5 миллиона пассажиров, с его помощью они выкупили 660 тысяч билетов. «Мы видим, что популярность сервиса растет. Скоро она станет доступен и пользователям мобильного приложения. Также в нем появится функция автовыкупа», — сообщила она на конференции «Цифровая индустрия промышленной России». Это значит, что при согласии пассажира, в случае появления свободного билета, например, ночью, он будет оплачен автоматически без участия человека.
На фоне роста числа путешествий с животными, стал популярным и соответствующий сервис. При покупке билета в поезд можно заполнить профиль животного и тогда другой пассажир при выборе места будет видеть, кто поедет рядом с ним, что позволит избежать конфликтов в дороге. «Сервисом уже воспользовались 330 тысяч пассажиров. За прошлый год мы перевезли 150 тысяч собак, 110 тысяч кошек, девять лемуров и несколько ежиков», — сообщила Чухнова. В разгар сезона на южных и горнолыжных направлениях многие пассажиры уже оценили услугу «Пересадка внутри поезда». Если человек не может найти билеты на весь маршрут, то система предлагает ему место в другом вагоне на одном из сегментов пути. Этим сервисом воспользовались более 3 тысяч пассажиров.
Еще одна цифровая новинка от РЖД — технология оплаты билета по геолокации. Она действует при проезде в электричках в Нижнем Новгороде, Казани и Калининграде через приложение «ПроТранспорт+». Начало и завершение поездки определяется по меткам-станциям, система сама рассчитывает стоимость проезда и списывает нужную сумму с привязанной карты.
О полном обновлении всех цифровых сервисов для пассажиров на конференции заявил и представитель «Аэрофлота». Это произойдет уже во второй половине этого года. Сайт получит новый дизайн, авторизация в кабинете «Аэрофлот бонус» через «Госуслуги» должна появиться к августу. В начале следующего года будет внедрена Единая платформа коммуникации с применением ИИ. Сейчас проходит ее тестирование. «Эта единая платформа включает чат-боты, голосовые помощники, платформу для колл-центра. Она будет связана с системой бронирования, что позволит сократить время обслуживания клиентов примерно в три раза», — рассказал заместитель гендиректора по информационным технологиям «Аэрофлота» Антон Мацкевич.
Он уточнил, что обменять и вернуть билеты можно будет через чат-бот. Уже сейчас это можно сделать по программе высокочастотных перелетов между Москвой и Санкт-Петербургом «Шаттл». Если пассажир приехал в аэропорт раньше, он может пересесть на более ранний рейс, просто перебронировав билет в чат-боте.
Еще один цифровой сервис «Аэрофлота» сулит пассажирам прямые выгоды. Уже разработанная Автоматизированная система управления доходами позволит подстраивать динамическое ценообразование под конкретного пассажира. Система прогнозирует пассажирский спрос на авиаперевозки, оптимизирует доход авиакомпании, оценивает, сколько стоит каждый пассажирский сегмент и какую прибыль на нем получает перевозчик. «В ней есть блок искусственного интеллекта, который прогнозирует, сколько будет стоить тот или иной рейс, в зависимости от тех расходов, которые мы на этом плече уже имеем. В зависимости от того, какую маржу мы получаем, частью этой маржи мы можем делиться с нашими пассажирами», — пояснил Мацкевич.
По его словам, уже во второй половине 2026 года компания перейдет к динамическому ценообразованию для каждого пассажира. «Это будет не просто тариф, допустим, на маршруте Москва-Санкт-Петербург, а предложение, которое будет базироваться на стоимости нашей перевозки и том, что мы готовы сбросить для конкретного пассажира», — добавил он.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил, что динамическое ценообразование — «очень непростая история». Она дает возможность компании, использующей этот инструмент, увеличить среднюю выручку с каждого клиента и за счет этого, анализируя предпочтения каждого конкретного потребителя, степень его лояльности к авиакомпании и другие параметры, предложить именно ту комплексную услугу, которая в наибольшей степени будет удовлетворять его запросам и пожеланиям. «Не факт, что это будет скидка. Если человек много и часто заказывает дополнительные услуги — ему предложат один вариант, если он впервые заказал какую-то допуслугу — другой. Принципиальный вопрос заключается в том, чтобы потребитель получил то, что ему может быть полезно, что реально может увеличить ценность услуги. Это, скорее, вопрос не рублей-копеек, а клиентского опыта», — считает эксперт.