Такие данные были получены в ходе опроса сотрудников российских компаний, проведенного онлайн-сервисом для управления бизнесом «Битрикс24».
Каждый пятый офисный сотрудник положительно относится к перспективе иметь ИИ в роли руководителя. Однако большинство участников опроса все же отвергли эту идею. Основными возражениями стали отсутствие у ИИ эмпатии и креативного подхода.
«ИИ — это мощный аналитический инструмент, но ключевые управленческие функции остаются и останутся за людьми. Сотрудники обоснованно проявляют осторожность в отношении передачи ИИ управленческих и кадровых функций. Их опасения связаны не с технической неспособностью ИИ выполнять задачи, а с фундаментальным различием между автоматизированной обработкой данных и управлением», — говорит директор по маркетингу и коммуникациям Института AIRI Александра Бройтман.
По мнению эксперта, какое-то время назад существовало мнение, что ИИ полностью заменит человеческий труд. Однако на практике сегодня он берет на себя выполнение отдельных операций, но не выполняет задачи целиком. Например, алгоритм может составить черновик письма, но решение о том, что исправить и отправлять ли письмо, остается за человеком.
«Аналогичную трансформацию мы наблюдаем в управленческой сфере. Руководитель может делегировать ИИ отдельные задачи — анализ данных, составление отчетов или даже первичный подбор кандидатов, но не само управление, поскольку это не просто выполнение технических операций, а гораздо более сложная задача. Ключевые аспекты руководства, такие как разработка долгосрочной стратегии, умение принимать решения в условиях неопределенности и нести за них ответственность, выстраивание взаимоотношений внутри команды, требуют непосредственного человеческого участия», — уверена Бройтман.
Сегодня наиболее вероятным сценарием видится появление гибридной модели управления, где ИИ выступает в роли «когнитивного усилителя» руководителя, который предоставляет ему аналитику и рекомендации. В свою очередь, это потребует от руководителей развития новых компетенций, таких как работа с ИИ-инструментами, интерпретация их выводов. Кроме того, если руководитель не сможет творчески адаптировать предложения LLM под конкретные бизнес-задачи, то даже самые точные алгоритмы рискуют остаться невостребованными.
При этом важно понимать, что уровень возможной автоматизации будет обратно пропорционален уровню руководящей позиции: чем выше должность, тем меньше функций можно делегировать ИИ
Самыми востребованными направлениями автоматизации среди участников опроса «Битрикс24» стали повседневные задачи, такие как разговоры по телефону, обработка запросов клиентов и финансовых операций, составление документов и отчетов, анализ звонков. Бизнес готов передать такие функции искусственному интеллекту почти в 80% случаев. Однако, когда речь идет о делегировании управленческих обязанностей и работы с персоналом, число согласных резко падает до 41% и 27% соответственно.
Сэкономленное благодаря автоматизации время большинство респондентов предпочли бы потратить на повышение квалификации (около трети), творческую деятельность (четверть) и досуг (примерно пятая часть). Еще одна распространенная идея — направить высвобожденное время на изучение рыночных тенденций, постановку целей и разработку стратегии развития компании.
По мнению директора по продукту «Чат с Алисой» Виталия Данилкина и руководителя направления оптимизации бизнес-процессов на базе YandexGPT Эльвиры Морозовой, сегодня сервисы на базе ИИ действительно хорошо справляются с разными задачами, а нейросеть позволяет взглянуть на них под новым углом и найти какое-то необычное решение.
«Но любой ИИ-сервис — это не замена человека, а в первую очередь инструмент. Он может предложить разные варианты и ускорить работу, однако финальное решение и редактура всегда остаются за пользователем. Аналогично устроены и бизнес-инструменты на базе ИИ. Сейчас появляется все больше инструментов, которые работают как copilot (ассистент — прим. «РГ») для сотрудника», — отмечают Данилкин и Морозова.
По мнению представителей «Яндекса», развитие ИИ-технологий особенно актуально сегодня, когда в России существует рекордно низкий уровень безработицы — 2,3 %, а работодателям сложно находить новых сотрудников в сферах с высокоинтенсивной работой. Это приводит к еще большему увеличению нагрузки на уже имеющийся персонал. В таких условиях ИИ-сервисы становятся инструментом для разгрузки персонала и помогают сотрудникам сосредоточиться на более сложных аспектах работы.