Народный художник СССР, один из главных московских «певцов» соцреализма Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября (14-го по старому стилю) 1885 года в Можайске Московской губернии в семье ремесленника. Сергей с раннего детства интересовался изобразительным искусством, с удовольствием рассматривал цветные репродукции известных картин Репина, Шишкина, Васнецова, Рафаэля и Микеланджело, напечатанных в популярном в то время журнале «Нива».
Василий Малышев / РИА Новости
Народный художник СССР, живописец, действительный член Академии художеств СССР Сергей Герасимов. 1952
Начальное образование Сергей Герасимов получил в обычной сельской школе, затем пошел учиться в городское училище. А в 15 лет поступил в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В ту пору это было место, где преподавали крупнейшие русские художники Сергей Иванов и Константин Коровин. Именно они стали главными наставниками Герасимова. После окончания «Строгановки» Сергей Васильевич еще четыре года — с 1907 по 1911 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Во время учебы Сергей Васильевич много писал то, что знал и чувствовал лучше всего. Это были жанровые сцены из жизни провинции, а также образы русской природы: «Можайские ряды», «Базар в Можайске», «Семья», «Свадебные в трактире», «Зима», «Лунная ночь», «Можайск. Первый снег».
В 1912 году Герасимов за акварельный мужской портрет получил звание художника первой степени. После этого он отправился в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с искусством старых западных мастеров. Но тяга к старинной русской культуре привела его, в итоге, в Новгород и Псков, где художник написал много акварелей и задумал ряд картин. В ранний период творчества Сергей Васильевич особенно увлекался акварелью и смог в совершенстве овладеть этой техникой. Ему нравилась легкость и прозрачность мазков при работе с акварелью, а также изысканность ее палитры и богатство цветовых градаций.
Герасимов жил и работал в Москве, хотя часто приезжал в родной Можайск, где у него был дом-мастерская. С 1912 года Сергей Васильевич начал преподавать в литографской школе при типографии Ивана Сытина, а затем во ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских. С началом Первой мировой войны Герасимова призвали в армию, но в 1918 году он вернулся с фронта и продолжил свою работу в типографии, которая была переименована в Государственное училище при Первой образцовой типографии.
Через год художник написал большое панно «Крестьянин» для оформления здания бывшей Московской городской думы. А еще через год — в 1920 году — Герасимов стал автором альбома автолитографий «Мужики», в котором он прекрасно исполнил серию запоминающихся крестьянских образов. В 1920-х годах Сергей Васильевич был членом творческих объединений «Маковец», «Общества московских художников» и «Ассоциации художников революционной России» (АХРР).
Сергей Васильевич был истинным живописцем своего времени. Ему прекрасно удавалось оживлять на своих полотнах образы, его окружавшие. Это могли быть портреты крестьян, родных, друзей и просто современников живописца («Фронтовик» (1926), «Пугачевец» (1927), «Колхозный сторож» (1933), «Портрет жены» (1913)); всевозможные жанровые сцены из жизни деревни и не только («Сельсовет» (1924), «Приезд коммунистов в деревню» (1927), «Колхозный праздник (1937), «На Волхове. Рыбаки» (1928-1930), «Клятва сибирских партизан» (1933)).

С. Герасимов. Мужик. 1920 Фото: Аукционный дом «В Никитском»
Герасимов не улетал мыслями в другие миры и эпохи. Для него важны были сюжеты дня сегодняшнего. Современница художника скульптор Екатерина Белашова говорила о Сергее Васильевиче, что он «был борцом за искусство, верное жизни, и противником всего внешнего и наносного, утверждая своим мастерством принципы социалистического реализма. В своих убеждениях он не знал колебаний и сомнений. <…> Сергей Васильевич Герасимов — это совесть нашего искусства, это наша творческая жизнь, наша энергия, наша ответственность перед народом и перед самим собой».
Действительно, в 1930-х годах Сергей Герасимов превратился в лидера соцреализма — направления, ставшего ведущим в советском искусстве. В это время художник успел поработать в разных уголках Советского Союза: на нефтепромыслах в Баку, в Архангельске, на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в Кисловодске. Пробовал себя Герасимов и в книжной иллюстрации — создал графические серии по произведениям «Поднятая целина» Шолохова и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
В годы Великой Отечественной войны Герасимов, будучи директором Московского художественного института имени В.И. Сурикова, работал в эвакуации в Самарканде. Он много писал акварелью, делал графические серии. Но, пожалуй, самой значимой его работой в тот период стала картина «Мать партизана» (1943). Художник признавался, что он «мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками». Задуманное Герасимов воплотил в полной мере. «Мать партизана» стала одним из самых известных его произведений.

С. Герасимов. Мать партизана. 1943 Фото: РИА Новости
В послевоенные годы Сергей Васильевич обратился в своем творчестве к сюжетам отечественной истории. Им были написаны такие картины, как «Восстание Пугачева» (1945) и «Кутузов под Бородином» (1952). Герасимов продолжил работать в области книжной иллюстрации. С его рисунками выходили «Гроза» Островского, «Капитанская дочка» Пушкина, «Дело Артамоновых» Горького. Сохранилась у Сергея Васильевича и любовь к русскому лирическому пейзажу — «Лед прошел» (1945), «Ива цветет» (1950), «У переправы» (1954).
С 1950 года и до конца своих дней Герасимов занимал пост директора Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне — Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова). Он успел воспитать многих талантливых художников. Среди учеников Герасимова были: Гелий Коржев, Петр Оссовский, братья-художники Ткачевы, Юрий Кугач.
Сергей Герасимов был одним из первых действительных членов Академии художеств СССР (с 1947), а также народным художником СССР (1958), председателем правления Московского Союза советских художников и лауреатом Ленинской премии (посмертно). Что же сделало живописца таким успешным? Ведь секрет его востребованности у публики крылся не только в совпадении социального заказа с внутренней готовностью Герасимова творить именно в рамках соцреализма. У Сергея Васильевича, как верно заметил историк искусства, реставратор и живописец Игорь Грабарь, был «собственный путь в искусстве и путь очень редкий, не идущий только от формы, цвета, живописи, только от рисунка, а от большой многогранной русской души».
Художника не стало 20 апреля 1964 года. Похоронен Сергей Васильевич Герасимов на Новодевичьем кладбище в Москве.